Главная » 2014 » Май » 21 » "Аватар": Раскаяние конкистадоров Запада
09:37
"Аватар": Раскаяние конкистадоров Запада

Главный вывод, который можно сделать из обалденной популярности «Аватара»: западная цивилизация переживает катарсис. Людей Запада всё почаще посещает раскаяние за дела собственных протцов, истязает чувство вины за триумфальное шествие конкистадоров по планетке. Кэмерон, снимающий «Аватара», стоит в одном ряду с Отцом Римским, извиняющимся за работорговлю перед африканцами.

Самой кассовой лентой ушедшего года стала новенькая работа Джеймса Кэмерона - «Аватар». Создатель «Титаника», преуспев в жанре романтичного реализма, решил обратиться к созданию умопомрачительных миров - и опять вознаграждён потрясающим фуррором.

Если честно, фуррор Кэмерона полностью заслуженный. «Аватар» - не рядовая голливудская «баксовыжималка». Трёхчасовое погружение в мир планетки Пандора даёт еду не только лишь скупому на эффекты воображению, да и разуму, и сердечку. «Аватар» - это не просто триумф современных компьютерных технологий, оживляющих на дисплее самые фантастические существа. Это и психическая драма, и практически религиозная сказка. И, так как сказка о событиях в другом уголке Галактики круто замешана на самых достоверных земных реалиях, «Аватар» подымается не просто до философской - до историософской высоты.

Но для меня важнейшим показалось не то, что создатель желал сказать зрителю, а то, что кинофильм гласит о настроениях создателя, и обширнее - об атмосфере Голливуда, о настроениях американских «мастеров культуры», о направлении их духовных поисков. «Аватар» - это зеркало глубинных перемен, происходящих в протяжении последних десятилетий в складе ума западного человека.

Хотя эра галлактической экспедиции на Пандору разделена от нас пучиной времени, в ней действуют полностью современные люди, обычные «стопроцентные американцы». Заработавший инвалидность на военной службе морпех Джейк Салли, свято верящий, что его армия несёт всем планеткам мир и свободу. Красотка-вертолётчица Руди, ухитряющаяся сохранять сексапильность даже при выполнении боевых заданий. Эмансипированная сайенс-леди Грейс, способная в момент научного спора заткнуть за пояс хоть какого мужчины.

Большая часть из их оказалось на Пандоре с очень житейской целью - получить щедрые командировочные за свою рискованную работу. В смысле бизнеса планетка представляет собой реальный Клондайк - её недра практически начинены сокровищами. Необыкновенную ценность имеет редчайший металл аноптаниум, который поможет землянам преодолеть энергетический кризис. Единственное препятствие для разработки стратегического сырья - туземцы Пандоры, гуманоиды Нави, чьи селения размещены прямо над месторождениями сырья.

Аватар - это оригинальное био открытие земных вторженцев, научившихся соединять своё сознание с искусственно выращенными телами, точными генетическими копиями туземцев. Жизнь в 2-ух телах сразу - особенный предмет умопомрачительного жанра, но не эта очень любознательная тема побудила меня взяться за перо. Еще важнее другое: оказавшись (в буквальном смысле этого слова) «в шкуре» Нави, южноамериканские путники круто меняют свои актуальные ценности. Заместо одичавшей планетки, населённой простыми созданиями, им раскрывается другой мир - необыкновенный мир духовной и экологической гармонии.

К населяющим тропические заросли Пандоры снаружи уродливым и безжалостным животным Нави относятся как к своим братьям. Охотник, принужденный убивать дичь для пропитания рода, благодарит жертву и скорбит о её погибели. Со своими скакунами и летающими ящерами-икранами туземцы устанавливают нейропсихическую связь, позволяющую наезднику и зверьку ощущать себя единым целым. Нави могут говорить даже с растениями. Необыкновенную роль на планетке играют священные Деревья памяти, хранящие голоса протцов. Их ветки дискутируют с живыми, а корешки соединяются с Праматерью всего сущего - Эйвой, в жилище которой ворачиваются души погибших.

Вначале задачка аватаров кажется обычной. Им необходимо всего только уверить Нави покинуть своё циклопическое дерево, под которым скрываются ценные руды, и перебраться на другое. Взамен туземцам предлагают все блага цивилизации: медицину, образование, дороги. Но для коренных обитателей Пандоры таковой шаг неосуществим: это всё равно, что положить под ножик бульдозера, скинуть в шурф шахты собственных отцов и дедов.

В конечном итоге представления земных вторженцев разделились. Полковник Уорридж и предприниматель Паркер (Они посиживают на моих «бабках»!) настаивают на силовом решении. Джейк, Руди, Грейс и ещё несколько исследователей принимают сторону аборигенов.

В отзывах об «Аватаре» нередко приходится слышать, что кинофильм учит толерантности. Но это не совершенно правильно. Если под толерантностью иметь в виду терпимость, сосуществование чуждых культур, то логика фильмы просит от героев совершенно другого поведения. Тут показана реальная схватка, война миров, clash of civilizations¹. Каждый должен сделать выбор: на чьей стороне он борется, где чужие и где свои.

На дисплее встают стршные картины разрушения планетки технологически развитыми земными вторженцами. Рушатся, объятые пламенем, немыслимые необычные растения Пандоры, с кликом мечутся в пожарище представители умопомрачительной фауны. Но что-то до боли знакомое мерцает в каждом кадре.

Вот вертолётные эскадрильи выжигают тропические заросли... Да это Вьетнам! Вот череды побеждённых Нави тянутся по невеселой равнине... Да это племя чероки либо дакота, гонимое в резервацию! Вот страшенных размеров бульдозеры с железным скрежетом сносят Дерево памяти. Так ведь это... «Бронзовая ночь» в Таллине? Либо взрыв мемориала в Кутаиси? Здесь не звёздная техника корчует корешки инопланетный флоры - «Ледокол» с резунами на борту таранит наше прошедшее. Это мы с Вами - туземцы Нави! Это в нашей памяти вторженцы пробивают «невосполнимую наследную брешь», разрывая связь поколений, убивая посмертно наших дедов и прадедов.

Внезапно для зрителя Кэмерон сдёргивает покров умопомрачительного иносказания и в неприкрытом виде обнажает всю историю Западной цивилизации. Историю свирепого, расчётливого, корыстолюбивого отряда конкистадоров, вокруг которого кишат «тупые дикари», имеющие наглость усесться на «чужих бабках». «Они тупые дикари и живут на деревьях!» - этими словами Паркера выдана индульгенция хоть какому завоевательному походу, хоть какому Drang nach Osten либо nach Suden², всё равно. «Они тупые «совки» и живут в коммуналках!» Тупые схизматики, тупые краснокожие, тупые ниггеры, тупые маоисты, тупые исламские фанатики - перечень можно продолжать нескончаемо... Возражения других культур не должны приниматься в расчёт, если дело идёт о прибыли.

Естественно, как и всякое профессиональное произведение искусства, «Аватар» никак не одномерен в собственных оценках. Та же история Запада не может быть сведена к череде грабежей и завоеваний. Западные люди показали выдающиеся эталоны мужества и предприимчивости в борьбе со стихиями и в освоении неведомого. И на дисплее армию вторжения возглавляет воистину геройская личность - полковник Уорридж. Он проявляет несгибаемую стойкость, даже угодив в безнадежную ловушку, даже оставшись в полном одиночестве. Командир десантников до конца делает собственный «долг», пославшей его добыть драгоценный аноптаниум. Но его героизм - это героизм вандала и завоевателя, и конкретно так он и воспринимается зрителями.

Но самое увлекательное в этой коллизии меж самоотверженностью аборигенов и самоотверженностью конкистадоров - симпатии самого создателя. Кэмерон, выдающийся психолог и продюсер, заботящийся не только лишь о художественном уровне, да и о коммерческом успехе кинофильма, должен тонко улавливать настроения западной интеллигенции. Он не просто оплакивает трагедию туземцев. Создатель кинофильма неоспоримо становится на сторону Нави.

А так как в традиции южноамериканского синематографа обязателен happy end, режиссёр делает это требование. Он дарует Нави победу. Колонны пленных землян под конвоем туземцев загружаются в звездолёт, чтоб отправиться восвояси. Руки прочь от Пандоры! Yankee, go home! Ради такового непатриотичного (и прямо скажем - маловероятного) конца заранее неравной битвы создателю приходится недюжинным образом натужить воображение. Он соединяет воединыжды усилия туземных племён и сочувствующих им земных диссидентов с самой природой Пандоры, восстающей против нашествия землян.

На самом деле дела, кинофильм Кэмерона - обвинительный приговор всей западной предыстории, всем столетиям евро-атлантического колониализма. И, судя по откликам публики, сформированный из зрителей «суд присяжных» этот приговор утверждает.

В сюжете кинофильма проявились все подсознательные угрызения и ужасы западного человека, неизжитые фантомы его родового прошедшего. Даже в фантастическом эпизоде восстания Природы можно усмотреть подспудную - может быть, неуловимую для самого режиссёра - историческую параллель. (Не случаем в западном сознании провал завоевательных походов Наполеона и Гитлера крепко связан с сопротивлением среды, с сокрушительным «ударом российских морозов».)

Вот главный вывод, который можно сделать из обалденной популярности «Аватара»: западная цивилизация переживает катарсис. Людей Запада всё почаще посещает раскаяние за дела собственных протцов, истязает чувство вины за триумфальное шествие конкистадоров по планетке. Кэмерон, снимающий «Аватара», стоит в одном ряду с Отцом Римским, извиняющимся за работорговлю перед африканцами.

Ещё продолжая по инерции наступать там, где не встречает довольно жёсткого сопротивления, Западная цивилизация уже исчерпала внутренний заряд наступательного высокомерия. Евро-атлантический мир стоит на пороге серьёзного переосмысления собственных ценностей. Его, как Джейка Салли, ждёт сложный выбор.

Вот о чём свидетельствует астрономический кассовый сбор «Аватара».

Владимир Тимаков

Просмотров: 290 | Добавил: modestyerg195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: